Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Сахалинская область: рыба политикой не пахнет...

Фильтры

Регион

Новости

Сахалинская область: рыба политикой не пахнет...

В Третьем Международном конгрессе рыбаков, который недавно прошел во Владивостоке, принимали участие и представители островной области. Итоги минувшего форума мы попросили подвести руководителя нашей делегации, вице-губернатора Сергея Карепкина.

– Как совершенно справедливо заметил один из участников конгресса, – рыба политикой не пахнет. Видимо, именно поэтому, несмотря на охлаждение отношений России с Западом из-за событий в Южной Осетии, на форум во Владивостоке приехали представители 18 стран, в том числе – и делегации США, Великобритании, Германии, Украины и ряда других. Какие же именно проблемы обсуждали участники столь представительной встречи в рамках общей темы развития международного сотрудничества в эффективном использовании водных биоресурсов?

– Одной из главных была тема браконьерства. О том, насколько большой урон оно наносит морской природной кладовой, можно судить по целому ряду фактов, обнародованных на конгрессе. Например, руководители администрации Приморского края сообщили, что в первой половине нынешнего года в Японию, Южную Корею, США и Китай, даже невзирая на запрет, который был наложен на промысел краба в российской экономзоне, этого вида продукции ввезли более 30 тыс. тонн. А это, в свою очередь, означает, что в нашей экономзоне продолжает действовать целая браконьерская флотилия, в составе которой не менее трех десятков судов.

Представители Росрыболовства, в свою очередь, дополнили столь тревожную картину анализом нынешних взаимоотношений между странами в решении проблемы браконьерства. Транспортные суда, доставляющие незаконно добытого краба, ходят под флагами третьих стран – Панамы, Камбоджи, Грузии. Это, во-первых, осложняет их проверку судами береговой охраны, а во-вторых, дает японской стороне предлог не предоставлять России информацию по таким поставкам, поскольку их производят, дескать, компании совсем других стран. Вывод очевиден: необходимы договоренности на межгосударственном уровне об ужесточении контроля за промыслом и перегрузом уловов в море. И с такими предложениями российская сторона уже обратилась к соответствующим ведомствам не только Японии, но также Республики Корея, Китая и КНДР.

К месту заметить, что своим опытом охраны водных ресурсов на конгрессе поделились и представители иностранных делегаций. Интересным оказался, например, доклад о том, как управляют водными биоресурсами в США и, в частности, на Аляске. С 1976 года здесь прекратили выдачу разрешений иностранным судам на промысел в своей 200-мильной зоне, а к 1990 году и вовсе отказались от совместных предприятий, предоставив право ловить только судам под американским флагом. Конечно, не всем рыбакам, работающим в этой части Тихого океана, пришлись по вкусу подобные жесткие меры, но факт очень красноречивый: американцы ресурсы своей экономзоны никому отдавать не собираются.

– На развитие рыбной отрасли влияет не только подрыв запасов браконьерами, но и природные колебания, происходящие в морской кладовой. Крайне важно знать, что ждет здесь рыбаков в ближайшей перспективе. Ведь уже идет заявочная кампания по выделению квот нашим промысловикам на предстоящие 10 лет, принята областная целевая программа развития рыбохозяйственного комплекса на 2009–2011 годы. Обсуждалось ли на конгрессе будущее общей сырьевой базы?

– Очень много интересной и важной для нас информации обнародовали сотрудники института «ТИНРО-Центр». Они сообщили, что ведущая роль на промысле в обозримом будущем отводится рыбам, и в частности лососевым. Их численность находится на подъеме, и в ближайшие 2–3 года северные популяции горбуши и некоторых других видов красной рыбы позволят вылавливать в регионе до 200–300 тыс. т ежегодно. Не останутся без работы и промысловики, работающие в Беринговом море, где можно будет брать по 500–600 тыс. т минтая. А при рациональном промысле охотоморского минтая в среднесрочной перспективе уловы здесь могут достигнуть даже 1 млн. т. По мнению ученых, можно активизировать и промысел сайры, которую добывают в зоне у Южных Курил. Даже при расчете на долгосрочную перспективу этой рыбы можно брать до 200 тыс. т ежегодно. В пределах 350 тыс. т специалисты оценивают и возможности наращивания уловов трески, наваги, камбалы, палтуса, терпуга и некоторых других видов. Значительны ресурсы кальмара, тунца, водорослей. Вообще же сырьевая база Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в среднесрочной перспективе позволяет довести добычу до 3,5–4 млн. т водных биоресурсов, из которых более половины и составят рыбы.

Напрашивается вопрос: если будет что ловить, найдем ли мы чем ловить? Ведь известно, что большая часть нашего флота физически изношена, а из-за резко подорожавшего топлива еще и экономически малоэффективна. Вдобавок ко всему многие компании не имеют необходимого количества квот для нормальной загрузки судовых перерабатывающих мощностей. Ученые поделились своим заключением и по этому вопросу. По их мнению, в нашем бассейне уже сегодня избыток флота составляет около 600 единиц. Конечно, в ближайшие годы часть судов просто физически выйдет из строя, какая-то будет продана и т. д. Однако совершенно очевидно, что надо не только реконструировать или технически перевооружать флот, но и менять его структуру, отвечая на вызовы времени. Более 60 проц. флота в обозримом будущем должны составлять среднетоннажные и малотоннажные суда. Причем в их числе ученые рекомендуют иметь ярусоловы, зверобойные суда, флот с донными ловушками и т. д. А для этого нужны не только кредитные ресурсы, соответствующее законодательство и государственная поддержка, но и кадры, способные работать по-новому. Все это накладывает на нас немалую ответственность, ведь на долю Дальневосточного бассейна приходится 60–65 проц. всего производства рыбной продукции в России.

– В связи с реализацией шельфовых нефтегазовых проектов у нас теперь на море тесно соседствуют две отрасли. Обсуждались ли проблемы их взаимодействия, соблюдения требований экологической безопасности и другие на минувшем форуме?

– Эти проблемы сегодня волнуют уже не только сахалинских рыбаков, но и наших соседей в Приморье, на Камчатке и в Хабаровском крае. Где-то ведется разведка перспективных на углеводородное сырье площадей, где-то нарастает их транспортировка танкерами и трубопроводами, а у нас еще и развернута интенсивная добыча нефти и газа. И в этом отношении были очень интересны материалы, распространенные Норвежским союзом прибрежного рыболовства, который основан в 1988 году и объединяет около тысячи членов. Как известно, в этой стране в середине 70-х годов тоже начали добывать нефть и газ из морских месторождений, поэтому две отрасли сосуществуют там уже не одно десятилетие, причем пока без каких-либо серьезных конфликтов. Интересен был механизм выработанного ими взаимодействия, опыт решения спорных вопросов. Хотя их рыбаки откровенно говорят, что претензии к нефтедобывающим компаниям, конечно же, есть. Но норвежские власти приняли так называемый план управления Баренцевым морем, который действует до 2010 года. В нем оговаривается, например, в какие сроки можно вести морскую сейсморазведку – она обычно отпугивает рыбу на расстояние до трех десятков километров. Там созданы и действуют специальные рабочие группы из представителей двух отраслей, которые совместно ищут решения возникающих проблем.

Есть и другой интересный опыт, который мог бы сослужить нам хорошую службу. Да и вообще минувший конгресс в целом был, на мой взгляд, полезен не только его участникам. По итогам форума принята специальная резолюция, которая будет направлена в государственные органы стран Азиатско-Тихоокеанского региона для ознакомления с наиболее актуальными проблемами рыбаков и принятия по ним необходимых мер.

Источник: skr.su

Также в разделе

Комментарии (0)